Лого
15.04.2024 394 0 0 Снаряжение рыбака

Лодки ПВХ для рыбалки

Автор:

Лодки ПВХ — это малогабаритные плавсредства, особенностями которых являются прочность, небольшой удельный вес и устойчивость к механическим повреждениям. Такие суда, предназначенные для частного использования, маневренны, комфортны и при грамотном управлении абсолютно безопасны.

Основные критерии подбора ПВХ лодки

Рыболову при поиске лодки следует уделить внимание семи параметрам:

  • качество ПВХ-ткани;
  • швы;
  • количество слоев;
  • габариты и вес;
  • транец;
  • цвет;
  • дно.

ПВХ ткань

Для изготовления надувных плавсредств современные производители применяют армированный и неармированный поливинилхлорид (полихлорвинил).

ПВХ-ткань должна быть сертифицирована для производства рыбацких плавсредств, но может соответствующего сертификата не иметь. При проверке понравившегося судна рекомендуется попросить продавца показать документ, подтверждающий назначение материала.

Неармированный ПВХ

Неармированный ПВХ обладает рядом существенных недостатков:

  • низкая прочность;
  • потеря эластичности на холоде;
  • способность растягиваться при перегреве.

Преимущества материала:

  • практически не подвержен гниению;
  • легче армированного;
  • удобен в использовании;
  • недорогой.
Самый известный производитель лодок из неармированного ПВХ — американская фирма Sevylor с серией Fish Hunter.
Армированный ПВХ

Армированный ПВХ – многослойный материал, который используется для изготовления надувных лодок и баллонов для RIB-лодок. Отличие последних заключается в конструкции дна: у жестких оно, как правило, пластиковое или алюминиевое.

В качестве основы используется синтетическое тканое полотно, которое покрыто с двух сторон слоями ПВХ.

Количество добавки и качество основы определяют важные характеристики ткани:

  • прочность;
  • износостойкость;
  • эластичность.

Качество тканевой основы определяется двумя параметрами: типом нити и плотностью полотна. Синтетическое волокно для большинства тканей производится из полиэстера или полиамида (нейлона).

Отличительные черты такого волокна:

  • прочность;
  • гибкость;
  • высокая жесткость;
  • устойчивость к гниению;
  • доступная цена.

Важный параметр ткани для производства лодок – это ее плотность, измеряемая в граммах на квадратный метр. Стандартные значения для такого материала — 600 – 1500 г/м. кв.

Плотность — основной параметр, который указывают в описании все производители лодок. Он несет в себе информацию о весе судна.

Не все ткани пригодны для изготовления судов: есть также тентовые и строительные. Эти материалы не взаимозаменяемы, поскольку учитывают собственные специальные требования. Так, можно встретить тентовые ткани плотностью 1050 г/м. кв., при этом для плавсредств такой материал подходит плохо.

О том, какой вариант лодки лучше — резиновый или ПВХ, можно узнать в видео от канала «OliferTV».

Швы

Швы обрабатывают двумя способами:

  1. Сварка. При использовании этого метода части лодки свариваются между собой, а ткань на месте стыка расплавляется. Сварной шов по сравнению с клеевым имеет более аккуратный внешний вид и весьма технологичен. Существует мнение, что разрушающее температурное воздействие может уменьшать плотность материала и прочность стыка. При осмотре такого шва важно уделить внимание его однородности. Сварка чаще всего применяется при производстве лодок из неармированного ПВХ, что можно отнести к преимуществам этого материала.
  2. Склейка. Существует два метода склеивания ткани – горячий и холодный. Независимо от способа структура материала не разрушается, что повышает прочность изделия и снижает вероятность расхождения швов. Важная характеристика клеевого шва — величина нахлеста ткани: чем она больше, тем выше прочность. Качество проклейки определяется характеристиками собственно клея: они влияют на термостойкость и чувствительность к перепадам давления, что особенно важно, когда лодка в жару остается на берегу.

Не всегда при производстве используется только какой-то один метод обработки. Например, компания Badger применяет сварку для продольных швов баллона, а склейку – для поперечных.

От прочности материала лодки, не в последнюю очередь, в местах соединений, зависит безопасность на воде. При покупке нужно с вниманием отнестись к качеству швов.

Хороший шов должен быть:

  • однородным;
  • без вздутий;
  • заломов;
  • изгибов;
  • перетяжек.

Для клеевого соединения важно убедиться в отсутствии непроклеенных участков.

Проверка стыков производится у накачанной лодки. Так можно оценить качество не только самих баллонов, но и мест их соединения с днищем. Оно не должно иметь складок, морщить, должно крепиться к баллонам на одном уровне. В месте соединения с транцем не должно быть уступа.

В видео от канала «ПервыйЛодочный. рф — ПВХ лодки, лодочные моторы» подробно описано, как отличать швы разных типов.

Количество слоев

Количество слоев ткани как характеристика — своего рода миф. Его источником служит сама технология изготовления армированной ПВХ. Суть ее в том, что поливинилхлорид с соответствующими добавками — это эластичная пленка — напыляется на корд. Между ПВХ и основой вводится пласт адгезионного материала, который отвечает за приплавление верхнего и нижнего слоев к основе. Ни один из этих компонентов из технологического процесса выключить нельзя, так что любой армированный ПВХ пятислойный.

К неармированному ПВХ ввиду отсутствия корда эта характеристика неприменима.

Габариты и вес

При выборе габаритов и веса следует определиться, как и кем она будет использоваться.

Размер и масса судна зависят от четырех факторов:

  1. Максимальная вместимость. Этот показатель в обязательном порядке указывается в паспорте плавсредства и определяет количество пассажиров. Надувные суда могут вмещать от 1 до 8 человек. Длина лодки для рыбалки должна составлять не менее 2.2 м. Самые большие, восьмиместные, имеют длину около 4.5 м. Лодки длиной до 3 м, как правило, весят меньше 50 кг и не вызывают сложностей при транспортировке. С увеличение длины увеличивается вес, для плавсредств массой больше 50 кг для перемещения по берегу требуются съемные колесики.
  2. Грузоподъемность. Величина учитывает вес пассажиров, а также массу двигателя (если таковой имеется), оснащения и аксессуаров. Для маленьких одноместных лодок грузоподъемность может составлять всего 80 кг, а для крупных до 1900 кг. Обычно эта величина указывается с запасом.
  3. Тип водоема, в котором лодка будет использоваться. Если речь идет о крупном водоеме со значительными глубинами и высокими волнами, эксплуатация длинной лодки оправдана. Однако на малых реках и озерах более комфортно и безопасно будет использовать судно покороче.
  4. Способ лова. Если в ловле рыбы с лодки участвуют одновременно несколько человек, важно, чтобы всем хватило места. Для троллинга и дорожки при расчете на двух человек подойдет судно 3,3 — 3,4 м. Для спиннинга следует заложить место под заброс, поэтому длина лодки для двух пассажиров начинается от 3,5 м и может превысить 4 м для крупных водоемов с ощутимой волной.

Транец

Транец предназначен для установки мотора и представляет собой жесткую пластину, которая по ширине либо равна лодке, либо чуть меньше ее. Главное требование к транцу — высокая прочность, поскольку он должен выдерживать большие статические и динамические нагрузки при использовании двигателя.

Для лодок из ПВХ предусмотрены два вида транцев:

  • навесные и стационарные устанавливаются на судах с моторами малой мощности (до 3,5 л);
  • стационарные на прочих моторных судах.

Если транец конструкцией не предусмотрен, лодка относится к категории гребных.

Цвет

Больше всего подходят для рыбалки лодки таких цветов:

  1. Для открытой воды стоит выбирать модели белого, серого, серебристого тонов. Это обеспечит малую заметность судна на фоне неба. Кроме того, светлая лодка меньше нагревается на солнце, что снижает риск повреждения баллонов из-за перегрева и опасность ожога для рыбака.
  2. Для лова на мелководье, в закоряженных местах имеет смысл обратить внимание на камуфляжные расцветки. Они помогут сделать лодку незаметной в окружающем ландшафте.
Окрашивают ПВХ путем введения специальных красителей. К этому процессу материал очень устойчив. Если нет уверенности, что, например, камуфляжная раскраска была нанесена именно при изготовлении ткани на заводе, от такой лодки лучше отказаться.

Дно

Можно выделить четыре основных типа днищ для ПВХ лодок:

  • без настила;
  • надувной пол;
  • реечный настил;
  • жесткий настил (пайол).

При изготовлении настилов используется, как правило, морская фанера, которая производится по специальной технологии и хорошо защищена от воды. Кроме того, используется алюминиевый настил. Такое дно крепкое и износостойкое, но производит звук, который может распугать рыбу. Также металл сильнее нагревается на солнце, а при намокании становится скользким.

Без настила

Особенности лодок без настила:

  1. Роль пола в лодках без настила выполняет дополнительный слой ПВХ, приклеенный к баллонам бортов.
  2. В судне без жесткого дна нельзя стоять. В целом оно небезопасно, поскольку днище легко повредить, а устойчивость лодки мала. На большой воде ей пользоваться нельзя.
  3. Такие судна более легкие и часто в комплекте имеют специальный рюкзак-упаковку, а это значит, что их удобно использовать на удаленных лесных водоемах.

Надувной пол

Специфика надувного пола:

  1. Обладает высокой жесткостью, но требует гораздо более бережного отношения, чем деревянный или алюминиевый.
  2. Устойчив к истиранию, но его запросто можно проткнуть крючком или другим острым предметом.
  3. Лодки с надувным полом компактнее плавсредств с жестким настилом, но не легче. Ткань ПВХ повышенной плотности сопоставима с весом фанеры.

Дополнительный минус надувного дна в том, что его сложнее мыть, чем жесткий аналог.

Реечный настил

Реечный настил часто применяется в небольших моделях. Он состоит из отдельных листов лодочной фанеры, проклеенных тканью ПВХ с нижней стороны. Реечное дно легко складывается: можно даже не вынимать его из лодки. После того как баллоны полностью сдулись, лодку достаточно просто скатать. Если потребности в жестком дне нет, и при этом критичен вес лодки, днище можно не брать с собой. Для больших лодок такой настил непригоден из-за низкой жесткости.

Жесткий настил

Лодкам длиной более 3 м нужен жесткий настил. Он может быть либо сплошным, либо состоящим из отдельных листов. Такое покрытие закрывает дно лодки целиком, что увеличивает ее устойчивость.

Жесткий настил в надувной лодке называется пайол. Он может быть выполнен как из алюминия, так и из морской фанеры.

Различают три типа пайола:

  1. Складной. Он удобен для установки в лодку, но из-за возможности складывания проигрывает в жесткости. Толщина фанеры в таком настиле обычно 9 мм.
  2. Жесткий, с н-образным профилем. В этом случае настил состоит из листов фанеры, которые вставляются один в другой. Н-образный профиль дешев в производстве, но тоньше по сравнению с обычным пайолом, то есть нагрузки на край фанеры выше и, соответственно, прочность ниже. Для его изготовления также используется 9 мм фанера.
  3. Жесткий, со стрингерами. Самая жесткая и прочная конструкция из всех, но и наиболее дорогая. Изготавливается из 12 мм фанеры. Листы соединяются с помощью специальных пазов, а площадь их соприкосновения увеличена за счет алюминиевой окантовки. Края фанеры также защищены от повреждений алюминием.
Способ лова во многом определяет выбор днища лодки. В спиннинговой рыбалке важна возможность прочно стоять на ногах и далеко забрасывать приманку, поэтому без жесткого пола не обойтись. Требования к жесткости настила при спокойной донной ловле гораздо мягче.

Преимущества и недостатки различных видов лодок ПВХ для рыбалки

Все лодки ПВХ по способу приведения в движение делятся на три группы:

  1. Гребные (весельные). Это компактные лодки, редко рассчитанные больше, чем на трех человек. Они могут быть использованы на озерах или спокойных реках. Поскольку перемещение осуществляется исключительно за счет гребли, большое расстояние на такой лодке покрыть проблематично. Их главным преимуществом является легкость и компактность.
  2. Моторные. Могут перевозить до 8 человек. Хвосты баллонов у таких лодок выступают далеко за днище. Это дает высокую плавучесть и устойчивость на больших оборотах двигателя. Такая лодка хорошо подойдет для рыбалки, особенно, для троллинга.
  3. Моторно-гребные. Эти лодки отличаются более тупой формой корпуса, а, значит, не позволяют развивать большую скорость, зато два варианта перемещения судна делают его очень удобным как в качестве рыболовного, так и для охоты и простых прогулок.

Выбрать подходящий тип плавсредства поможет таблица:

Тип лодки Преимущества Недостатки
Гребные (весельные)
  • доступность;
  • небольшой вес;
  • возможность транспортировки в сумке-чехле;
  • возможность быстро накачать насосом;
  • весла в комплекте.
  • малая грузоподъемность;
  • возможность опрокидывания на высоких волнах;
  • отсутствие места для крепления мотора;
  • ухудшенная управляемость у моделей без киля (а их большинство).
Моторные
  • способность развить значительную скорость;
  • высокая жесткость конструкции;
  • независимые воздушные отсеки;
  • твердый пол;
  • лучшая управляемость за счет наличия киля;
  • широкий ассортимент моторов по мощности.
  • высокая цена;
  • большая масса;
  • длительная сборка перед использованием.
Моторно-гребные
  • различные варианты длины;
  • хорошая плавучесть;
  • оснащение средними по мощности моторами;
  • возможность использовать без двигателя;
  • компактные размеры при транспортировке;
  • плотная ткань ПВХ.
  • зависимость полезного багажного места от диаметра баллонов;
  • непригодность для взаимодействия с мощными моторами.

Лучшие модели

Пятерка лучших моделей двухместных гребных лодок выглядит так:

  • Фрегат М-2;
  • Intex Seahawk-200;
  • Лоцман С-260;
  • Leader Компакт 260;
  • Flinc F260L.

Для наглядности характеристики моделей сведены в таблицу:

Модель/характеристика Фрегат М-2 Intex Seahawk-200 Лоцман С-260 Leader Компакт 260 Flinc F260L
Нижняя граница цены, руб. 9 390 2 599 10 066 10 300 12 900
Материал армированный ПВХ армированный ПВХ неармированный ПВХ неармированный ПВХ неармированный ПВХ
Тип швов сварные клеевые клеевые клеевые клеевые
Тип дна
  • ненадувное;
  • надувное.
надувное
  • ненадувное;
  • надувное.
ненадувное ненадувное
Тип настила
  • вкладное надувное дно;
  • фанерная слань;
  • реечный пайол
надувной
  • вкладное надувное дно;
  • фанерная слань;
  • реечный пайол
фанерная слань фанерная слань
Грузоподъемность, кг 220 200 220 220 170
Длина/ширина, м 2,635/1,24 2,36/1,14 2,6/1,3 2,6/1,22 2,6/1,24
Диаметр борта, м 0,36 0,41 0,36 0,36 0,34
Масса лодки, кг 14 7,6 13 13 16
Плотность ПВХ баллона/днища, г/м. кв. 750/750 нет данных 750/850 850/850 600/600
Страна производитель Россия Китай Россия Россия Россия
Тип и производитель ПВХ Mehler Tehnologies, Германия SuperTough, Китай без специальных технологий, Россия разные производители HEYTex, Германия

У лодок Фрегат и Лоцман цена будет зависеть от типа настила.

Имеется ли у Вас лодка?

Опрос
Загрузка ... Загрузка ...

Видео

В видео от канала «ПервыйЛодочный. рф — ПВХ лодки, лодочные моторы» наглядно демонстрируются отличия ПВХ лодок по различным критериям.

Оценить пользу статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд Оцени автора
Загрузка...
Обсудить статью: 0

Комментарии и отзывы